Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.15. Слово |
Страница 20 из 23
1.4.15. Слово
Традиционная педагогика – педагогика слова. Альфа и омега традиционного обучения – очное, изустное, неопосредствованное техническими средствами, полифакторное, сложное воспитательное и учебное общение учителя и ученика. Ещё Я.А. Коменский среди «краеугольных» методов воспитания и обучения называет поучение, большое значение придаёт беседам нравственного характера. Все другие методы: наказание, пример, поощрение должны «сопровождаться живым словом учителя. Знать меру, поскольку слишком длинные поучения уму-разуму или длинные речи… вообще не дадут никакого результата» [Коменский Я.А., 2003, с. 15]. Спустя века советская дидактика отстаивала те же принципы. Так отвечал критикам «словесных методов воспитания и обучения» в 60-х годах прошлого века выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. «В учебнике педагогики я прочитал… следующее: слово учителя играет второстепенную роль среди методов влияния на ребёнка, на первом месте стоит активная деятельность, труд. Поэтому неудивительно, что в последнее время среди учителей распространилось мнение, будто «словесное воспитание» даёт незначительные результаты» [Сухомлинский В.А., 1979–1980, т. 5, с. 169]. Далее звучит настоящая «ода» слову учителя. «Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти живописи, без мрамора и резца – скульптуры, так без живого, трепетного слова нет школы, педагогики» [Там же]. На слово учителя должно отвечать «слово ученика». Значение устных ответов для проверки усвоения знаний трудно переоценить. «Основным видом учёта знаний и умений является устный опрос. <> Главной формой устных ответов… является связный рассказ учащегося на поставленный вопрос. Ответ учащегося должен быть тематическим, т.е. раскрывать самостоятельную, если не тему, то подтему. <> Кроме развёрнутых ответов у доски или карты могут быть краткие ответы с места. Требование отвечать кратко с места учит школьников выделять главное, существенное, формулировать ответы» [Методика преподавания…, 1986, с. 241]. «Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует её; вместе с тем он прочнее её запечатлевает. Экспериментальное исследование показывает, что первые собственные формулировки, в которые отливается усваиваемый материал, запечатлеваются очень прочно» [Рубинштейн С.Л., 1999. с. 508]. Однако слово слову рознь. «Слово не воробей». «Сначала подумай, потом скажи». И со стороны учителя, и со стороны ученика слово должно быть дельным. Путать дельное слово с праздным, веское с пустым – значит причинить огромный вред ребёнку. В педагогическом общении следует избегать суесловия, софистики. «Привычка чисто, гладко и изящно болтать всякий вздор и связывать ловкими фразами пустые, вовсе одна из другой не вытекающие мысли, есть одна из самых дурных человеческих привычек, и воспитатель должен искоренять её…<> В этом отношении много зла приносит самым талантливым детям излишняя снисходительность родителей к детской болтовне…» [Ушинский К.Д. // Московская школа: вчера, сегодня, завтра. 2009. № 3, с. 29].
|