Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.12. Наглядность |
Страница 17 из 23
1.4.12. Наглядность
Как можно больше наглядности. «От чувственного научайся духовному» (Иоанн Лествичник). Даже теоретические вещи поддаются «визуализации». Первым учебником, полностью реализовавшим и доказавшим данный тезис, является знаменитый «Мир чувственных вещей в картинках», написанный Я.А. Коменским ещё в 1658 г. Говоря современным языком, Коменский учит нас: ничто не заменит «живого созерцания», действуйте через первую сигнальную систему! О положительном влиянии наглядных средств на обучение детей «отвлечённым идеям» однозначно высказывался и К.Д. Ушинский. Он утверждал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания», и что «к такой, врезавшейся в нас картине, мы легко и просто привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро…». И ещё одна мысль – наглядность неоценима при «завязывании контактов» с ребятишками (особенно младшего возраста), развития воображения и речи в начальных классах. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо» [Ушинский К.Д., 1949, с. 267–268]. Со времён Ушинского техника шагнула так далеко, что и представить трудно. Новые технические достижения открывают для наглядного обучения поистине безграничные возможности, «второе дыхание». Опытные, трезвомыслящие педагоги всё шире используют наглядность в целях решения целого комплекса задач: - для «предоставления первичных ощущений, восприятий, представлений»; - для развития эстетического чувства; - для развития воображения и речи; - для выработки наблюдательности; - для закрепления знаний; - как материал для экспериментирования и творчества (разобрать, потрогать руками); - для объяснения теоретических связей и отношений через учебное моделирование, создание «модельных представлений» (Л.А. Венгер), в визуальной форме отражающих некоторые теоретические аспекты действительности. (Возможности трансляции детям теоретических знаний посредством модельных представлений и «умных образов» мы уделим самое пристальное внимание во второй части этой книги.) По мере развития науки роль наглядно-образных средств познания, равно как и роль наглядно-образных средств обучения, многократно возрастает. Сегодня «наглядно-образное» обучение переживает ренессанс. Образное видение мира позволяет и ученику, и учителю сохранить столь необходимую, естественную осмысленность и цельность картины мира. В свою очередь, «суемыслие», излишняя «интеллектуальная трезвость» и бескрылость, утрата способности образно воспринимать сложное содержание современной науки (образная глухота, чёрствость) превращает сознание в хаос, «в руины, из которых торчат шипы обнажившейся и безнадёжно запутанной интеллектуальной архитектуры. Руинированные души не способны к единению, они лишь наносят травмы друг другу или замыкаются в глухом одиночестве» [Артемьев А. О преодолении смуты // Образ, 1995, с. 7.]
|