doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.12. Наглядность
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.12. Наглядность
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы
1.4.12. Наглядность

Как можно больше наглядности. «От чувственного научайся духовному» (Иоанн Лествичник). Даже теоретические вещи поддаются «визуализации».

Первым учебником, полностью реализовавшим и доказавшим данный тезис, является знаменитый «Мир чувственных вещей в картинках», написанный Я.А. Коменским ещё в 1658 г. Говоря современным языком, Коменский учит нас: ничто не заменит «живого созерцания», действуйте через первую сигнальную систему!

О положительном влиянии наглядных средств на обучение детей «отвлечённым идеям» однозначно высказывался и К.Д. Ушинский. Он утверждал, что «в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания», и что «к такой, врезавшейся в нас картине, мы легко и просто привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро…». И ещё одна мысль наглядность неоценима при «завязывании контактов» с ребятишками (особенно младшего возраста), развития воображения и речи в начальных классах. «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова… начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо» [Ушинский К.Д., 1949, с. 267–268].

Со времён Ушинского техника шагнула так далеко, что и представить трудно. Новые технические достижения открывают для наглядного обучения поистине безграничные возможности, «второе дыхание». Опытные, трезвомыслящие педагоги всё шире используют наглядность в целях решения целого комплекса задач:

- для «предоставления первичных ощущений, восприятий, представлений»;

- для развития эстетического чувства;

- для развития воображения и речи;

- для выработки наблюдательности;

- для закрепления знаний;

- как материал для экспериментирования и творчества (разобрать, потрогать руками);

- для объяснения теоретических связей и отношений через учебное моделирование, создание «модельных представлений» (Л.А. Венгер), в визуальной форме отражающих некоторые теоретические аспекты действительности.

(Возможности трансляции детям теоретических знаний посредством модельных представлений и «умных образов» мы уделим самое пристальное внимание во второй части этой книги.)

По мере развития науки роль наглядно-образных средств познания, равно как и роль наглядно-образных средств обучения, многократно возрастает. Сегодня «наглядно-образное» обучение переживает ренессанс. Образное видение мира позволяет и ученику, и учителю сохранить столь необходимую, естественную осмысленность и цельность картины мира. В свою очередь, «суемыслие», излишняя «интеллектуальная трезвость» и бескрылость, утрата способности образно воспринимать сложное содержание современной науки (образная глухота, чёрствость) превращает сознание в хаос, «в руины, из которых торчат шипы обнажившейся и безнадёжно запутанной интеллектуальной архитектуры. Руинированные души не способны к единению, они лишь наносят травмы друг другу или замыкаются в глухом одиночестве» [Артемьев А. О преодолении смуты // Образ, 1995, с. 7.]