doska10.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.2. Любовь и патернализм
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.2. Любовь и патернализм
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы
1.4.2. Любовь и патернализм

Традиционная педагогика – педагогика любви и патернализма.

«Счастлив "младший", если он встретился с учителем, а "старший" – учитель, если разделил себя, рассеялся и взошёл в своих учениках» [Пищулин Н.П., 2001, с. 16].

Особо ретивые поклонники инноваций противопоставляют традиционную педагогику «педагогике сотрудничества». Но есть категории поважнее «кооперации усилий», «взаимодействия» и даже «сотрудничества» – любовь. В последние годы обделённые любовью несчастные чинуши «по себе мерят», не мытьём, так катаньем, внедряют совершенно чуждую, отвратительную в своей циничности метафору обучения и воспитания – проклятую рыночную метафору. Ученик – покупатель на «ярмарке знаний». «Деньги идут вслед за учеником», «подушевое финансирование». Учитель ниспровергается с пьедестала, низводится до «носителя компетенций», «продавца услуг». Ученик с родителями «выбирают» учителя, как раба, только что в рот не заглядывают. Педагогика приписывается к сфере услуг! Учитель больше не воспитывает, не учит, а «оказывает услуги». «Чего изволите-с, за Ваши деньги любой каприз».

Однако, педагогика – не купля-продажа. Настоящие учителя учат не за страх, а за совесть. Настоящие учителя за тридцать серебряников не продаются, они вообще не продаются. Сердцу не прикажешь. Учитель не принадлежит к сфере услуг, как не принадлежат к сфере услуг отец и мать, пестующие дитя. Для традиционной русской культуры, для традиционных культур многих народов мира естественными являются патерналистские отношения между учителем и учеником, а метафора семьи гораздо ближе метафоры супермаркета.

Учитель любит учеников, они ему небезразличны, и поэтому на правах старшего брата, отца он может императивно повелевать, поощрять и наказывать, активно, целенаправленно влиять на становление разума и души воспитанника, формировать личность дитяти.

В традиционной системе учителя и ученика связывают в единое, органичное целое не рыночные, но личные отношения: любовь, долг, ответственность, участие, забота, покровительство.

Традиционная педагогика держится не на страхе и розгах, не на деньгах и пресловутой «выгоде», не на стремлении к карьере и «успеху» (такие люди в школе долго не задерживаются), а на любви.