doska1.jpg



Яндекс.Метрика
Традиционное обучение Апологетика традиционного обучения (книга) Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.11. Упражнение
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)? - 1.4.11. Упражнение
Индекс материала
Глава 1. Что такое традиционное обучение (традиционная педагогика)?
1.1. Что такое традиция?
1.2. Что такое обучение?
1.3. Традиционное обучение: передавать традицию
1.4. Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов
1.4.1. Педагогика авторитета
1.4.2. Любовь и патернализм
1.4.3. Воодушевление, высокие цели
1.4.4. Пример
1.4.5. И уму, и сердцу
1.4.6. Коллектив
1.4.7. Учёба – это труд
1.4.8. Знания
1.4.9. Дисциплина
1.4.10. Повторение
1.4.11. Упражнение
1.4.12. Наглядность
1.4.13. Оценка
1.4.14. Поощрение и наказание
1.4.15. Слово
1.4.16. Природосообразность и практика
1.4.17. План
1.4.19. Дискретность и цикличность
Все страницы
1.4.11. Упражнение

«Упражнение, ещё раз упражнение». «Тяжело в учении, легко в бою». «Упражнение – центральный столп и метод воспитания» (Коменский).

Представьте себе гимнаста, задумавшего выполнить сложную программу на брусьях без тренировки… Или фигуриста… Нелепо!

Упражнение – «специальное звено обучения», «процесс применения правил к разнообразному материалу» (С.Л. Рубинштейн).

Хорошо известно, что «от понимания ребёнком, как что-нибудь должно сделать (произнести, написать) до лёгкого и чистого выполнения этого действия проходит значительный период времени» [Ушинский К.Д., 1950, с. 386]. Ушинский без всяких разночтений, категорично утверждал, что это время следует заполнить «беспрестанными» упражнениями: «за ясным пониманием какого-нибудь… действия должны следовать непременно многочисленные упражнения в этом действии, имеющие целью обратить его в полубессознательный навык и освободить, по возможности, сознание учащихся для новых, более сложных… комбинаций» [Там же. С. 387].

Для присвоения образцов, ЗУНов (знаний, умений, навыков) человеку нужен собственный многократный опыт их применения. Упражняясь, ученик «набивает руку», выявляет лакуны, ограничения в понимании проблемы (что я знаю и чего не знаю), методом «проб и ошибок, ошибок и проб» (Ю. Жуйков) продвигается к совершенству. В упражнении действие (контроль сознания, удержание цели, сомнения, колебания, обращение к памяти) «свёртывается», переводится в операцию, из операций складываются навыки. Действия «автоматизируются», в сознании возникает функциональный «автопилот», позволяющий следовать оптимальному алгоритму с минимальным участием «пилота» – сознания. Соответственно, сознательные силы ученика высвобождаются для творчества, обретения новых возможностей. По мнению К.Д. Ушинского, роль упражнений особенно велика в начальной школе, когда в «бессознательный и непроизвольный навык» обращаются чтение, письмо и счёт, что составляет залог развития не механических, а подлинно творческих, высших литературных и математических способностей ученика.

Даже самое простое и непритязательное упражнение оказывает сложное, комплексное воздействие на развитие ученика. Посредством упражнений происходит «полное усвоение и ясное выражение самого знания» (К.Д. Ушинский), «выработка соответствующих умений», «осмысливание полученных знаний» (С.Л. Рубинштейн), мощный импульс получает «способность слова».

Не следует игнорировать воспитательный смысл упражнений. Упражнение – закаляет волю, формирует произвольность (человек учится управлять собственными психическими функциями); приучает к напряжённому труду; дарит радость и удовлетворение от преодоления трудностей, грамотного, чёткого функционирования. Упражняясь, человек учится сосредотачиваться на главном, не отвлекаться (тормозить ненужные в данный момент формы поведения), становится терпеливым.